Актуальность темы моей работы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию социально-коммуникативных навыков. Развитие данных навыков является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности адаптироваться к обучению в школе.
Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально- коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения.
Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умения общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые люди для него теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие взрослые, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты со сверстниками.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Не сформированность коммуникативных умений и навыков затрудняет процесс общения ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к росту беспокойства самого ребенка и его родителей, а также нарушает процесс обучения в школе.
Смирнова Е.О. под коммуникативными навыками дошкольников понимает осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также их способности правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
Психологи под коммуникативными навыками дошкольников (3-5 лет) подразумевают очень многое, но можно перечислить основные понятия, которые входят в состав этого комплекса. Это и индивидуально-психологические свойства личности общественной направленности, это и коммуникабельность, эмпатия, благожелательность, уровень знаний, умений социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культурного поведения, способность не теряться в новых обстоятельствах).
Важно подчеркнуть, что формирование навыков взаимодействия в дошкольном возрасте осуществляется через последовательность определенных стадий. На первой из них (2-4 года) для дошкольника важным человеком является сверстник, который также выступает партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое направлено на копирование и эмоциональное заражение ребёнка. На второй стадии (4-6 лет) появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения на этой стадии является общая (в основном, игровая) деятельность. На третьей стадии в 6-7 лет общение со сверстником обретает линии внеситуативности, то есть содержание общения абстрагируется от наглядной ситуации, начинают формироваться постоянные избирательные предпочтения между детьми.
Я работаю с детьми дошкольного возраста и часто наблюдаю, что мои дети не могут общаться, не знают, как это делать. Они ссорятся, иногда, это происходит через драку и кулаки, детям трудно спросить, они стесняются подойти друг к другу, не у всех детей есть желание контактировать и потребность вступать в коммуникативную деятельность, а также способность общаться с детьми разного пола, и они находятся в стороне, наблюдая за другими детьми.
В детском коллективе разные дети, и у каждого свои особенности общения: одни чрезмерно застенчивы, другие очень активные в общении, есть дети обидчивые, шумные, неусидчивые, робкие, каждый по-своему индивидуален.
Я понимала, для того чтобы обеспечить бесконфликтное и продуктивное общение детей мне предстоит большая работа.
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому, что как не игра поможет мне решить проблему развития коммуникативных навыков у моих детей. В сюжетно-ролевых играх дети учатся общаться, координировать поведение, сопереживать друг другу, следовать правилам.
При работе над данной проблемой, мною были изучены нормативно –правовые документы, научные труды известных авторов и педагогов, методическая литература.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже).
Предмет формирования коммуникативных навыков еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного воспитания (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царьковэ Б.В., Шубин Э.П.).
Проблема формирования навыков общения в процессе игровой деятельности поднималась учеными - психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, B.C. Мухиной. В 70 - 80-е годы XX века актуальным оставался вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему целенаправленного руководства игровой деятельностью дошкольников разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. Они изучали предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений в игре.
|